ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ


На каталог лекций
По маршрутам исследователей и первооткрывателей Америки.
Волков Сергей, 11 "Б" школа № 3.
Руководитель Владимирова П.Г.
Впервые название Сибирь появилось на географических картах в 1375 году. Земли, находящиеся за Уралом, привлекали отчаянных россиян. Они шли за Уральский камень звериными тропами, и чтобы не сбиться с дороги, не заблудиться на обратном пути, оставляли топорами метки на деревьях - затесы. Сибирским тесом называли дороги и тропы в Сибири. Так начинался Великий Сибирский путь. Землепроходцы составляли многочисленные чертежи открытых земель, крупных рек и их притоков, сухопутных переходов с одной реки на другую - так называемых волоков, потому что грузы, а иногда и лодки волокли по земле. Вблизи волоков через водоразделы в стороне от речных систем на северных реках землепроходцы строили остроги.
В 1620 году казак Пенда с отрядом гулящих людей по Чечуйскому волоку вышел через Нижнюю Тунгуску к реке Елюенэ и назвал ее Лена. Следом за ним на реку Лену через Илим и Куту вышел Василий Бугор и для сбора ясака оставил на реке Лене два поста: в устье реки Киренги и устье реки Куты, где затем были поставлены остроги Киренск и Усть-Кут. В 1632 году, отправившись в низовья сибирской реки, Петр Бекетов поставил Якутский острог. Постепенно тропы превращались в караванные пути.
В1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Якутск на Камчатку. Три раза в году увозили почту из Москвы на дальневосточную окраину Российской империи. Для этой цели были определены почтовые станки с интервалом в 18-24 версты. Для перевозки почты, грузов использовали вьючных лошадей, быков и даже верблюдов. А в период короткого северного лета плыли по рекам. Почтовые караваны в Сибири ожидали с большим нетерпением.
Значение Сибири для русского государства все увеличивалось. Со времен Петра 1 в Сибирь организуются научные экспедиции для изучения экономики, географии, освоения новых северных земель. Для организации и успешного проведения первой и второй камчатских экспедиций в 1741 году Витуусу Берингу было предписано установить поселение вдоль всего транспортного пути с целью обеспечения бесперебойным снабжением экспедиций продовольственным и работными людьми, а также для поддержания нормального состояния тракта.
Таежные и необжитые участки дорог иногда были удалены от населенных пунктов, и неудивительно, что были в плохом состоянии. Во время весенних и осенних распутиц и летних проливных дождей всякое сообщение по дорогам приостанавливалось иногда на недели и месяцы.
В середине 18 века начали строить Московский тракт. В пределах Сибири Московский тракт проходил от Тюмени через Тобольск, Томск, Енисейск, Иркутск. Его восточная оконечность проходила от Верхне - Удинска до Охотского моря. С образованием купеческих промысловых компаний с дальними походами к берегам Камчатки, Курильским островам, а затем и Аляске значительно увеличился грузопоток по тракту. В 17 веке для прохода по тракту был введен денежный сбор. Пошлину брали по алтыну с человека: с провозимого товара уплачивалась 10-я часть - с рубля по гривне; с купцов - торговцев крупным рогатым скотом брали пошлину. Деньги в 17-18 вв. представляли мелкую серебряную и медную монету. При транспортировке их зашивали в мешки, а мешки укладывали в бочки: в одну бочку входило 6-7 мешков или 7 пудов. За хранение товара брали анбарные деньги. Промышленники и торговые люди везли с Востока на Запад пушнину. Соболь оценивался по рублю. В ясачную казну с одного соболя шло около ста белок или каждый десятый соболь.
Активно развивалось хлебопашество. Рожь, пшеница, выращенные на берегах Лены, практически обеспечивали потребности населения, проживавшего вдоль тракта. В Усть-Куте, Киренске, Чечуйске, Орлинге закупали хлеб и иные товары, в населенных пунктах Коршуново, Макарово, Дядино и других были хорошие кузнецы. В Качуге, Жигалово, в Алексеевске были судостроительные верфи для карбазов.
В 18 веке с развитием и расширением промысла мягкой рухляди - шкур морских животных - на Тихом океане, а затем и в Северной Америке доставка грузов и корабельного снаряжения велась по следующему маршруту: от Иркутска до Качуга по тракту, затем осуществлялся сплав по реке Лене до Якутска, далее по тракту до Юдомы, а затем по р.Алдану, р.Мае до порта Охотск.
Путь был крайне неудобен и труден. По сухопутному пути грузы везли на подводах, на что требовалось до 4000 лошадей, затем перегружали товары на барки, дощаники, карбаза - суда, предназначенные для самосплава. В Якутске их разбирали или при помощи тягловой силы поднимались вверх по течению. Доставка грузов в Охотск порой доходила порой до 3-4 месяцев. Из-за трудоемкости затрат цены на товары были очень высоки. Так пуд ржаной муки в европейской части России стоил 50 копеек, а в Охотске 8 рублей. Из-за дальности расстояния товар приходил в негодность, разворовывался, и в порт Охотск доходила малая его часть. Еще сложнее обстояло дело с перевозкой корабельного снаряжения. Канаты разрезали на куски по 7-8 саженей и по доставке в Охотск соединяли и скрепляли их. Якоря распиливали на несколько частей, а затем вновь сковывали вместе. Из-за этого значительно снижалось качество морского снаряжения. С 1775 по 1795 гг. Г.И.Шелехов, создавая и снаряжая промысловые компании, неоднократно проходил и проезжал по этому маршруту в летнее и зимнее время. Возвращаясь из порта Охотск в Иркутск после завершения Северо-Восточной компании вместе с Натальей Алексеевной, он так описывал свое странствие: Из Охотска с женой своею на собаках выехал февраля 8-го дня, на оленях, а в других местах на лошадях и на быках, претерпев несказанные трудности и опасности… от того что между Тигилем и Инжигою корякские орды казались нам весьма сомнительные… Зима при самых жестких северных ветрах была до чрезвычайности холодная… пурги такие нередко на пустынных местах захватывали, что спасались лежанием в снегу по три и по пять дней, не сходя с места, без воды и не варя пищу. Для утоления жажды за невозможностью развести огня, употребляли снег, а вместо пищи сухари и юколу (вяленую рыбу), лежавши в снегу грызли. За присталью собак и оленей последний путь от Алдану до Иркутска для поспешности шел пешком и достиг Иркутск апреля 6-го числа в половине дня благополучно. Два месяца длился этот переход от Охотска до Иркутска.
Шелехов не понаслышке знал все тяготы и лишения на Великом Сибирском пути, и как рачительный хозяин он неоднократно предлагал изменить базовое место порта Охотск, создав новый российский порт в южной части Охотского моря, что позволило бы расширить мореплавание нам по Тихому океану дальше нынешних пределов до Кантона, Макао, Филиппин. Поиск удобных путей транспортного сообщения с дальневосточными границами России вели многие землепроходцы и исследователи. Зять и последователь Г.И.Шелехова Н.П.Резанов предлагал более выгодный маршрут через Балтийское море, минуя мыс Горна или Доброй Надежды к северо-западному побережью Америки. С этой целью была проведена первая кругосветная экспедиция, организованная правительством России и Российско-Американской компанией в 1803 году.
Сухопутный тракт оставался неизменным до конца 19 века. Водный маршрут Усть-Кут - Киренск - Якутск существует и в настоящее время, объединяя Осетровское и Якутское речные пароходства. Познакомившись с жизнью и деятельностью Г.И.Шелехова, участники объединенного экспедиционного туристско-краеведческого клуба Наследники решили пройти по Великому Сибирскому пути уже в настоящее время. С 1991 года было проведено четыре больших экспедиции по 30 дней каждая, и пройден маршрут Иркутск - Жигалово - Усть-Кут - Киренск - Якутск - полуостров Камчатка протяженностью свыше 6000 км.
Я был участником трех экспедиций 1991, 1992, 1993 годов. Проведение экспедиций, как и в прежние времена, требовало больших финансовых затрат. Часть средств нам выделила городская администрация, а остальную часть мы зарабатывали сами на субботниках, на уборке и озеленении нашего города. Так, на проведение первой экспедиции потребовалось 140000 рублей, второй - 300000 рублей, а третьей - 8 миллионов. Экспедиции на Аляску, организованные Г.И.Шелеховым обходились ему дешевле. Цель наших экспедиций состояла в следующем: пройдя по Великому Сибирскому пути, сопоставить описание маршрутов 17-18 веков с ныне существующими, записать воспоминания старожилов об истории населенных пунктов, рассказать о нашем краеведческом поиске и молодом сибирском городе.
Если в 18 веке средством транспортного передвижения были карбаза и барки, то мы использовали более универсальное средство - большие плоты основой для которых служили автомобильные камеры. Наша флотилия состояла из пяти экипажей по 12 человек. Каждый экипаж имел свое название и флаг.
На маршруте нас интересовало - история края, культура, быт местных жителей, обветшалые чудом сохранившиеся постройки и памятники. Многие деревни, некогда богатого края в настоящее время заброшены и разрушены. Если в 18-19 веках на землях Приленья выращивали пшеницу, ячмень, снабжали продовольствием Дальний Восток и Тихоокеанские экспедиции, то в настоящее время на этих плодородных землях с трудом выращивают зеленку, которая идет на корм скоту, некогда богатый край пришел в упадок. Останавливаясь в населенных пунктах, мы проводили встречи с жителями, разговаривали со старожилами. Например, в деревне Назарово, бывшее название Назаровское, Тирских Иннокентий Лаврентьевич рассказывал, что деревня названа в честь братьев Назаровых и основана в 1723 году. В ней было 6 дворов пашенных крестьян. В деревне Марково мы узнали начальное название - Марковское. Основана в 1665 году и названа по имени сподвижника знаменитого землепроходца Хабарова Куприяна Макаровича. В 1723 году в ней было 4 пашенных двора. Мы собрали экспонаты для музея. Вещи, собранные в результате экспедиции отражают быт, историю и культуру жителей Приленья.
Природа реки Лена сохранила былую красоту. Экипажи экологов вели сбор и описание лекарственных и пищевых растений, вели дневники о влиянии человека на окружающую природу. Пока краеведы и экологи собирали экспонаты и разговаривали со старожилами, остальные участники экспедиции помогали одиноким жителям на приусадебных участках. В результате проведенной экспедиции мы познакомились с очень интересными людьми, учеными, краеведами. Краеведческий материал, экспонаты, собранные нами, стали основой для создания в нашем городе музея имени Г.И.Шелехова. Это будет первый музей, посвященный основателю Русской Америки и знаменитой Российско-Американской компании.